«Эвакуация населения.
Порядок и особенности проведения эвакуации населения в условиях военных конфликтов, при ЧС природного и техногенного характера»
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, материальных и культурных ценностей из зон возможных опасностей и их размещение в безопасных районах.
Безопасный район территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.
Зона возможных опасностей — это зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.
Безопасные районы для размещения населения, размещения и хранения материальных и культурных ценностей определяются заблаговременно в мирное время по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и органами военного управления.
Организация планирования, подготовки и общее руководство проведением эвакуации, а также подготовка безопасных районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечение, хранения материальных и культурных ценностей в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях возлагаются на их руководителей.
Эвакуации подлежат:
а) работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность во время военных конфликтов в безопасные районы (далее работники организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы), а также неработающие члены семей указанных работников;
б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население;
в) материальные и культурные ценности.
В зависимости от масштаба, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная или общая эвакуация.
Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.
Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением, нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.
Эвакуация, рассредоточение работников организаций планируются заблаговременно в мирное время и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:
- эвакуация работников организаций, переносящих производственную деятельность в безопасные районы, рассредоточение работников организаций, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;
-эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения организуется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.
Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.
Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или начальника гражданской обороны Российской Федерации - председателя Правительства Российской Федерации и, в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, - по решению начальника ГО субъекта Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.
Эвакуация населения планируется и осуществляется комбинированным способом, обеспечивающим в сжатые сроки вывозить в безопасные районы части эвакуированного населения всеми видами имеющегося транспорта независимо от форм собственности, не занятого воинскими и другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остальной его части пешим порядком.
В первую очередь транспортом вывозятся:
- медицинские учреждения;
- население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, дети до 14 лет, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);
- рабочие и служащие свободных смен объектов экономики, продолжающих работу в условиях военных конфликтов в категорированных городах;
- сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро.
Остальное население планируется выводить пешим порядком.
Эвакуируемое население обязано иметь при себе документы, удостоверяющие личность (паспорт, служебное удостоверение), водительское удостоверение и др.; 3-х суточный запас продуктов питания и питьевой воды. Разрешается иметь личные вещи (ручную кладь) общим весом не более 50 кг на одного взрослого человека, деньги.
Эвакуируемое население размещается в общественных и административных зданиях (санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях и т. д.), жилых домах, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в отапливаемых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на основании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного самоуправления.
Для планирования, подготовки и проведения эвакуации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями заблаговременно в мирное время создаются:
а) эвакуационные комиссии;
б) сборные эвакуационные пункты;
в) промежуточные пункты эвакуации;
г) группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;
д) эвакоприемные комиссии;
е) приемные эвакуационные пункты;
Эвакуация населения в мирное время- комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и его размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах, а также по рассредоточению работников организаций.
Первоочередное жизнеобеспечение населения (далее – ПЖОН) – совокупность согласованных по времени, ресурсам и месту проведения органами управления, силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения, эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным установленным порядком.
Эвакуационные мероприятия планируются и готовятся в повседневной деятельности и осуществляются при возникновении или угрозе возникновения ЧС.
Эвакуация проводится в два этапа:
- 1-й этап - эвакуация населения из зон ЧС в пункты временного размещения (далее - ПВР), расположенные вне этих зон.
Под ПВР в установленном порядке могут быть использованы кинотеатры, учебные заведения, клубы и другие соответствующие помещения;
- 2-й этап - перемещение населения с ПВР в пункты длительного проживания (далее - ПДП) при затяжном характере ЧС или невозможности возвращения в места постоянного проживания.
Под ПДП в установленном порядке могут быть использованы санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, гостиницы, оздоровительные лагеря и другие соответствующие помещения.
ПВР предназначен для приема, временного размещения, учета и первоочередного жизнеобеспечения населения, отселенного (эвакуированного) из зоны ЧС или вероятной ЧС.
При выборе места размещения ПВР рекомендуется предусматривать максимальное использование инженерной (дорог, электро-, водо-, тепло- и канализационных сетей) и социальной (медицинских организаций, школ, предприятий торговли и общественного питания, коммунально-бытовых служб и т.п.) инфраструктур населенного пункта, в границах которого или рядом с которым размещается ПВР.
Главной целью создания ПВР для пострадавшего населения в ЧС является создание и поддержание необходимых условий для сохранения жизни и здоровья людей в наиболее сложный в организационном отношении период после возникновения ЧС.
Главной целью создания ПДП для пострадавшего населения в ЧС является обеспечение условий для сохранения жизни и здоровья людей;
Под ПДП отводятся здания пригодные для жилья, которые утверждаются распоряжением органов местного самоуправления. ПДП разворачиваются на базе оздоровительных учреждений.
Отличительной особенностью ПДП является ведение персонального учета каждого прибывшего и осуществление паспортного режима.
В зависимости от обстановки, времени и сроков проведения организуются и проводятся следующие виды эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).
При угрозе возникновений ЧС с целью организованного проведения вывоза (вывода) населения из зон ЧС Правительством области, иными органами исполнительной власти области совместно с Главным управлением МЧС России по Воронежской области области и органами местного самоуправления муниципальных образований области организуются подготовительные мероприятия:
· доведение имеющейся информации и организация взаимодействия с лечебными учреждениями, органами военного командования, Управлением внутренних дел, объектами жизнеобеспечения по подготовке к эвакуации населения;
· уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
· распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
· подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;
· подготовка к развертыванию ПВР, пунктов посадки (высадки), ПДП;
· проверка готовности систем оповещения и связи;
· приведение в готовность имеющихся защитных сооружений;
· уточнение плана первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемого населения.
С принятием решения о проведении экстренной эвакуации населения, эвакуационные органы области переводятся на работу в режим чрезвычайной ситуации.
С получением распоряжения на проведение эвакуации населения области проводятся следующие основные мероприятия:
· осуществляется контроль хода оповещения населения и подачи транспорта на пункты посадки;
· работа задействованных эвакуационных органов по сбору населения, отправке его в безопасные районы и размещению в ПВР;
· осуществляется сбор, обобщение и представление обобщенных данных о ходе эвакуации населения Губернатору области и вышестоящим эвакуационным органам;
· организуется информирование населения об обстановке в местах размещения эвакуируемого населения;
· контролируется развертывание ПВР (или ПДП) и первоочередное жизнеобеспечение эвакуированного населения.
Решение о проведении эвакуационных мероприятий при ЧС регионального и межмуниципального характера принимает Губернатор Воронежской области.