ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
Федеральным законом от 28.04.2023 №161-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» введена уголовная ответственность за незаконное производство, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно сбыт метилового спирта (метанола) и метанол содержащих жидкостей под видом алкогольной продукции (статья 234.2 УК РФ).
За совершение названного преступления предусмотрено наказание до 4 лет лишения свободы, в случае его совершения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо причинения потерпевшему тяжкого вреда здоровья либо смерти (часть 2 статьи 234.2 УК РФ) – до 6 лет лишения свободы со штрафом в размере до 700 000 рублей, в случае наступления смерти двух и более лиц (часть 3 статьи 234.2 УК РФ) – до 10 лет лишения свободы со штрафом в размере до 1 000 000 рублей.
Преступление отнесено законодателем к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.
Федеральный закон вступил в силу 09.05.2023.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ
Восстановление срока для принятия наследства
Восстановление срока для принятия наследства возможно в судебном порядке по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства.
Суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что такой наследник обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства. Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.
ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ:
Административная и уголовная ответственность за неуплату алиментов на содержание несовершеннолетних детей
В соответствии с частью 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Статьей 80 Семейного кодекса Российской Федерации установлена обязанность родителей по содержанию своих детей. Неуплата алиментов на содержание несовершеннолетних детей может повлечь за собой гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
К примеру, если родитель без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения не уплачивает алименты в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства и если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, то такой родитель может быть привлечен к административной ответственности в виде обязательных работ до 150 часов либо административного ареста на срок от 10 до 15 суток или административного штрафа в размере 20 000 рублей (ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ).
Уголовная ответственность по ч. 1 ст. 157 УК РФ наступает, если родитель не уплатил алименты без уважительных причин неоднократно, был привлечен к административной ответственности за неуплату алиментов и считается подвергнутым административному наказанию (п. 1 Примечания к ст. 157 УК РФ). Пунктом 1 примечания к ст. 157 УК РФ разъясняется, что неуплатой родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, если это деяние совершено неоднократно, признается неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением, на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.Кроме того, за несвоевременную уплату алиментов без уважительных причин возможно взыскание неустойки в судебном порядке в рамках гражданского судопроизводства.
Следует отметить, что алименты на несовершеннолетних детей удерживаются с заработной платы (денежного вознаграждения, содержание) как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которую получают родители в денежной форме. Также алименты удерживаются, например, со всех видов пенсий, стипендий, с пособий по временной нетрудоспособности (п. 1, п.п. «а» - «в» п. 2 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1908).
Прокурор разъясняет
Семей, имеющих не менее двух детей, освободили от НДФЛ при продаже участка и хозяйственных построек с домом
Федеральным законом от 29 мая 2023 г. № 198-ФЗ в пункт 2.1 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым доход семей, имеющих не менее двух детей, не достигших возраста 18 лет (24 лет, если дети являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность) от продажи земельного участка, на котором расположено жилое помещение и от продажи хозяйственных строений и (или) сооружений, которые расположены на указанном земельном участке, освобождается от налогообложения независимо от срока нахождения в собственности налогоплательщика продаваемого земельного участка и хозяйственных строений и (или) сооружений.
Земельный участок, хозяйственные строения и (или) сооружения и жилое помещение должны продаваться одновременно.
Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер площади земельного участка, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения.
Важно, что доход от продажи указанного имущества освобождается от налогообложения при условии, что такое имущество не использовалось в предпринимательской деятельности.
Действие Федерального закона распространяется на доходы, полученные начиная с налогового периода 2023 года.
Что такое оскорбление?
Под оскорблением в соответствии со статьей 5.61 КоАП РФ понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме.
Для квалификации правонарушения в качестве оскорбления необходимо установить наличие нескольких обязательных элементов: факт унижения чести и достоинства; наличие неприличной формы выражения.
Оскорбление может быть выражено в двух формах: словесно; невербальным способом (жесты, физические действия).
Кроме того, согласно пункту 48 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021) оскорблением можно считать высказывания, совершенные путем направления СМС-сообщений либо личных сообщений, в том числе голосовых, в мессенджерах или социальных сетях.
Сам факт этих действий образует оконченный состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.61 КоАП РФ.
Ответственность за несвоевременную уплату штрафа за нарушение ПДД
По результатам привлечения к административной ответственности за нарушения ПДД у вас есть 10 дней на обжалование и 60 дней-на погашение штрафа.
Таким образом через 70 дней штраф должен быть оплачен.
Кроме того, штраф может быть оплачен привлеченным к ответственности лицом до вступления постановления в законную силу (ч. 1.5 ст.32.2 КоАП РФ).
Если прошло 70 дней, а штраф был не оплачен, то лицу, подвергнутому административному наказанию грозит еще один штраф, но в 2 раза больше предыдущего.
Новое административное наказание может назначить только суд с участием виновного лица. На практике это означает, что новое наказание за просроченный штраф можно получить, только если виновное лицо остановит сотрудник ГИБДД и принудительно доставит к судье. На это у него имеются полномочия.
Вместо денежного взыскания судья может назначить наказание в виде ареста сроком до 15 суток или обязательных работ сроком до 50 часов.
Указанное наказание не может применяться за правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные автоматическими средствами фото-и видеофиксации.
У наказания за неуплату штрафа есть срок давности, а именно 3 месяца. Если вы просрочили оплату, то в течение 90 дней вас могут доставить к судье и назначить новый штраф.
Если 90 дней прошло-никакого дополнительного взыскания не будет.
Ответственность за несвоевременную уплату штрафа за нарушение ПДД
По результатам привлечения к административной ответственности за нарушения ПДД у вас есть 10 дней на обжалование и 60 дней-на погашение штрафа.
Таким образом через 70 дней штраф должен быть оплачен.
Кроме того, штраф может быть оплачен привлеченным к ответственности лицом до вступления постановления в законную силу (ч. 1.5 ст.32.2 КоАП РФ).
Если прошло 70 дней, а штраф был не оплачен, то лицу, подвергнутому административному наказанию грозит еще один штраф, но в 2 раза больше предыдущего.
Новое административное наказание может назначить только суд с участием виновного лица. На практике это означает, что новое наказание за просроченный штраф можно получить, только если виновное лицо остановит сотрудник ГИБДД и принудительно доставит к судье. На это у него имеются полномочия.
Вместо денежного взыскания судья может назначить наказание в виде ареста сроком до 15 суток или обязательных работ сроком до 50 часов.
Указанное наказание не может применяться за правонарушения в области дорожного движения, зафиксированные автоматическими средствами фото-и видеофиксации.
У наказания за неуплату штрафа есть срок давности, а именно 3 месяца. Если вы просрочили оплату, то в течение 90 дней вас могут доставить к судье и назначить новый штраф.
Если 90 дней прошло-никакого дополнительного взыскания не будет.
«Ответственность за преступления в сфере современных информационно-телекоммуникационных технологий, особенности мошенничества в данной сфере»
В последние годы на территории области, как и в пределах всей страны, участились случаи преступлений, совершенных с использованием сети Интернет. Основную массу данных преступлений составляют различные хищения денежных средств с банковских карт или счетов, при приобретении товаров (услуг) посредством сети Интернет, требования передачи имущества под угрозой распространения каких-либо сведений, которые могут причинить существенный вред их владельцам, полученные путем неправомерного доступа к страницам пользователей в сети Интернет, а также преступления в сфере компьютерной информации.
В частности, к данным преступлениям отнесены: кража с банковского счёта, а равно в отношении электронных средств платежа (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ); мошенничество с использованием электронных средств платежа (ст. 159.3 УК РФ), мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 159.6 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ).
Наиболее суровые наказания предусмотрены за кражу с банковского счёта, а равно в отношении электронных средств платежа (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ) до 6 лет лишения свободы с дополнительными видами наказания или без таковых. Данное преступление является наиболее распространённым на территории региона и относится к категории тяжких в соответствии со ст. 15 УК РФ. В случае совершения лицом указанного преступления исключается возможность прекращения уголовного дела и фактического освобождения от наказания, в том числе в связи с примирением с потерпевшим.
Начальник управления по надзору
за уголовно - процессуальной и
оперативно - розыскной деятельностью
старший советник юстиции Д.С. Сазин
Тулинов В.Н. тел. 1106
15.06.2022 с 11 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин в прокуратуре Новохоперского района по адресу: г. Новохоперск, ул. Советская, д. 16
состоится общерегиональный день приема граждан.
тел. для справок: 8 (473 53) 3-13-62
8 (473 53) 3-10-95
8 (473 53) 3-18-57
ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ:
«Об уголовной ответственности за жестокое обращение с детьми»
Дети являются наиболее уязвимыми членами общества, и им только предстоит занять свое место в социуме. Ребенок вправе рассчитывать на уважительное отношение к себе со стороны окружающих. Однако невозможно исключить существование людей, которые способны допустить преступную жестокость к ребенку в силу его слабости.
В связи с этим разъясняем, что жестокое обращение, сопряженное с невыполнением обязанностей по воспитанию ребенка запрещено законом под угрозой наказания, то есть является преступлением, предусмотренным статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Под жестоким обращением следует понимать невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру или причиняемым последствиям носит жестокий характер, например: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм, невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания необходимой медицинской помощи ребенку и другое.
Кроме того, жестоким обращением будут активные действия, идущие в разрез с основными обязанностями субъекта воспитательной деятельности, которые состоят в применении к ребенку недопустимых методов воспитания и обращения, включающих в себя все виды физического, психического и сексуального насилия над детьми.
Помните, что для признания лица виновным в совершении указанного преступления наступления каких-либо последствий не требуется.
Субъектами данного преступления являются родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители, лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за ним в силу своих профессиональных обязанностей.
За совершение данного преступления предусмотрено наказание вплоть до трех лет лишения свободы.
Важно знать, что должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
В случае наличия признаков уголовно наказуемых деяний, необходимо обращаться в правоохранительные органы – полицию, Следственный комитет, прокуратуру.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции С.Е.Кучерова
ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ:
Должники по алиментам могут привлекаться к административной ответственности при их частичной уплате
Федеральным законом от 30.12.2021 № 479-ФЗ внесены изменения в статью 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Установлено, что должники по алиментам могут привлекаться к административной ответственности, в том числе при их частичной уплате.
Действующая редакция статьи 5.35-1 КоАП РФ допускает неоднозначную квалификацию действий должников при частичном исполнении требований исполнительных документов о взыскании алиментов.
В связи с этим внесены уточнения, предусматривающие возможность привлечения к административной ответственности лиц, в случае неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев в размере, установленном в соответствии с решением суда или нотариально удостоверенным соглашением.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции С.Е.Кучерова
ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ:
Вакцинация детей от 12 до 17 лет (включительно) может проводиться только добровольно
Приказом Минздрава России от 06.12.2021 № 1122н (зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2021 № 66435) утвержден национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядок проведения профилактических прививок.
Закреплено, что вакцинация детей от 12 до 17 лет (включительно) может проводиться только добровольно - при наличии письменного заявления одного из родителей или законного представителя.
Согласно документу, указанная возрастная группа отнесена к третьему уровню приоритета по вакцинации наряду с учащимися колледжей и вузов, государственными гражданскими и муниципальными служащими и лицами, подлежащими призыву на военную службу.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции С.Е.Кучерова
ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯСНЯЕТ:
Об уголовной ответственности за махинации с поддельными сертификатами о вакцинации
В последнее время распространены случаи продажи поддельных сертификатов о вакцинации против новой короновирусной инфекции.
Ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусматривают ответственность за махинации с сертификатами.
К примеру, статья 159 УК РФ предусматривает наказание за мошенничество в виде штрафа в размере до 120 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до года, либо обязательные работы на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до года, либо ограничение свободы до 2 лет, либо принудительные работы на аналогичный срок, либо арест на срок до 4 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет.
Кроме статьи 159 УК РФ, такие деяния подпадают под действие статьи 327 УК РФ, предусматривающей ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных документов.
Поскольку сертификат о вакцинации является официальным документом, который в некоторых регионах предоставляет определенные права, то за его подделку, изготовление или оборот нарушителю грозит наказание в виде ограничения свободы на срок до 2 лет, принудительных работ на срок до 2 лет, ареста на срок до 6 месяцев, лишения свободы на срок до 2 лет.
Если же подделка сертификата происходит в стенах государственного или муниципального медучреждения, ответственного за проведение вакцинации, в целях получения материальной или иной выгоды, то здесь возможно говорить о служебном подлоге (статья 292 УК РФ), путем внесения должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений из корыстных побуждений.
Такое деяние влечет наказание в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до полугода, либо обязательных работ на срок до 480 часов, исправительных или принудительных работ на срок до 2 лет, либо ареста на срок до 6 месяцев, лишения свободы на срок до 2 лет.
Старший помощник прокурора
младший советник юстиции С.Е.Кучерова
Разъясняет помощник прокурора Новохоперского района Кучерова С.Е.:
Федеральным законом от 26 мая 2021 г. № 151-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
С 1 июля 2021 года будут установлены новые пособия, выплачиваемые женщинам, вставшим на учет в медицинскую организацию в ранние сроки беременности, и неполным семьям с низким доходом имеющим детей в возрасте от 8 до 17 лет.
Согласно поправкам с 1 июля 2021 года вместо единовременного подлежит выплате ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель).
Размер пособия составит 50% величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в регионе по месту жительства (пребывания) или фактического проживания получателя.
Также с 1 июля 2021 года законом водится новый вид выплаты - ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет. Право на него имеет единственный родитель ребенка или родитель (иной законный представитель) ребенка, на которого уплачиваются алименты.
Размер пособия составит 50% величины прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации.
Оба вида пособий подлежат выплате при условии, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в регионе, где проживает заявитель.
Кроме того, с 1 сентября 2021 года законом предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка родителя, осуществляющего уход за больным ребенком в возрасте до 8 лет, независимо от страхового стажа.
Федеральный закон вступил в силу с 26 мая текущего года.
Разъясняет помощник прокурора Новохоперского района Кучерова С.Е.:
В соответствии с действующим Трудовым кодексом Российской Федерации каждый работник имеет право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет не менее 28 календарных дней в год. Перенесение отпуска на последующий год допускается лишь в исключительных случаях. Работник имеет возможность попросить о замене части отпуска, превышающей эти 28 дней, денежной компенсацией. Такое возможно, если работнику установлен более длительный отпуск (например, удлиненные отпуска педагогов) либо работнику положен не только ежегодный основной оплачиваемый отпуск, но и дополнительный (например, при ненормированном рабочем дне), при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков, перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год.
Для того чтобы получить замену отпуска денежной компенсацией, работник должен обратиться к работодателю с соответствующим заявлением. При этом, необходимо учитывать, что замена отпуска денежной компенсацией является правом работодателя, а не его обязанностью, таким образом работодатель может отказать в замене и предоставить работнику отпуск в полном объеме.
Кроме того, трудовым законодательством установлены и ограничения, при которых замена отпуска на компенсацию не допускается. Так, имеются категории работников, которым замена отпуска денежной компенсацией не производится. К таким категориям относятся: беременные женщины, несовершеннолетние работники, кроме того, не производится замена отпусков на денежную компенсацию работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Между тем, при условии увольнения работника и наличия на момент увольнения неиспользованного отпуска полностью или в части, работник может либо отгулять их перед увольнением либо получить компенсацию за все неиспользованные дни и отпуска.
Разъясняет помощник прокурора Новохоперского района Кучерова С.Е.:
В Российской Федерации принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248).
Основная масса норм начинает действовать уже с 01 июля 2021 года.
В новом законе сохраняется тенденция использования риск – ориентированного подхода при определении периодичности плановых проверок в отношении предпринимателей (ст. 22 Закона № 248). Предусмотрена шкала категорий риска из 6 позиций (чрезвычайно высокий риск; высокий риск; значительный риск; средний риск; умеренный риск; низкий риск).
Значительно детальнее раскрывается порядок проведения контрольных мероприятий, что повышает уровень «прозрачности» действий властных структур.
Законом № 248 установлен широкий перечень ограничений и запретов, связанных с использованием полномочий контролеров (ст. 37 Закона № 248).
К примеру, предусмотрен запрет препятствовать проверяемому лицу осуществлять фотосъемку (видеозапись), если запрет на совершение данных действий не предусмотрен федеральным законом и если это не создает препятствия для проведения контрольных мероприятий.
Определены конкретные сроки в течении которых предприниматель может обжаловать решения контролирующего органа в досудебном порядке (30 календарных дней когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении прав; 10 рабочих дней с момента получения предпринимателем предписания) с возможностью восстановить пропущенный срок.
Новым законом вводится такое решение как отказ в рассмотрении жалобы надзорным органом (ст. 42 Закона №248), которое исключает повторное обращение контролируемым лицом с жалобой по тому же предмету.
Срок проведения документарной и выездной проверки не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248).
Введены сроки подачи возражений на акт проверки либо иного контрольного мероприятия (15 рабочих дней со дня получения акта) (ст. 89 Закона № 248).
Регламентировано право отсрочки исполнения предписания предпринимателем на срок до одного года при наличии обстоятельств в следствии которых его исполнение невозможно (ст. 93 Закона № 248-ФЗ).
Расширен перечень участников отношений в сфере государственного контроля, добавились свидетель и специалист. В качестве свидетеля на добровольной основе может выступать лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения о фактических обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения при проведении надзорного мероприятия (ст. 32 Закона № 248).
Специалист может быть привлечен надзорным органом при осуществлении государственного надзора для оказания содействия, в том числе при применении технических средств (ст. 34 Закона № 248).
В отличие от действующего Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ прямо предусмотрена возможность отмены результатов проверок, проведенных с грубым нарушением требований законодательства, определенных в новом законе, по представлению прокурора.
Вопросы соблюдения прав предпринимателей находятся на особом контроле прокуратуры.
Разъясняет помощник прокурора Новохоперского района Кучерова С.Е.:
Федеральным законом от 20.04.2021 №98-ФЗ внесены изменения в статью 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанная статья дополнена пунктом 2.1, согласно содержанию которого установлена ответственность водителя или должностного лица, в случае принудительной высадки из автобуса, трамвая или троллейбуса несовершеннолетнего, не достигшего возраста шестнадцати лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо право на бесплатный или льготный проезд и следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, и если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
На водителя может быть наложен штраф в размере пяти тысяч рублей, а на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Мы против коррупции
Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (из Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Взятка – это дача или получение должностным лицом материальных ценностей, например, денег, ценных бумаг, иного имущества, либо незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу того, кто дает взятку, либо иных лиц. Обязательное условие – действие (бездействие) входит в служебные полномочия этого должностного лица.
Какими бывают взятки?
Бывает взятка-подкуп, когда между тем, кто дает, и тем, кто берет взятку, есть предварительная договоренность.
Бывает взятка–благодарность, когда взятка передается за уже совершенное должностным лицом действие или бездействие (законное или незаконное) без предварительной договоренности.
Если не только должностному лицу, но и его родным и близким передали деньги, ценности или оказали материальные услуги, то такие действия тоже являются взяткой. При этом сотрудник был согласен, не возражал и использовал свои служебные полномочия в пользу того, кто взятку дал.
Взятка является полученной, если:
- человек ее принимает в физическом смысле (берет в руки; кладет в карман, сумку, портфель, автомобиль).
- человек соглашается с ее передачей (положили на стол, перечислили на счет).
Прежде чем написать заявление помните, что за сообщение о вымышленном факте вымогательства взятки предусмотрена уголовная ответственность. Ложный донос наказывается штрафом, или принудительными работами, или даже лишением свободы до трех лет. Если докажут, что доказательства искусственно созданы, то срок лишения свободы увеличится до шести лет.
Как привлечь вымогателя к ответственности?
Вы должны будете обратиться в ближайшее отделение полиции и написать заявление.
Заявление о преступлении вы можете сделать в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении обязательно подпишите. Укажите почтовый или электронный адрес, куда должен будет прийти ответ.
Устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается вами и сотрудником, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о вас, а также о документах, удостоверяющих вашу личность.
Вас предупредят об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе будет сделана отметка. Подпишите.
При регистрации заявления вы должны получить талон-уведомление, в котором указывается порядковый номер заявления по книге учета сообщений и дата его принятия.
Преступление и наказание:
Мелкое взяточничество (менее 10 тыс. руб.) - до 1 года в колонии- поселении;
Взятка (от 10 тыс. до 25 тыс. руб.) - до 3 лет в колонии- поселении;
Взятка в значительном размере (от 25 тыс. до 150 тыс. руб.) - до 6 лет в колонии общего режима;
Взятка в крупном размере (от 150 тыс. до 1 млн руб.) - до 12 лет в колонии строгого режима;
Взятка в особо крупном размере (от 1 млн руб.) - до 15 лет в колонии строгого режима.
Прокурор района
старший советник юстиции А.А. Матвеев
ПРОКУРАТУРА НОВОХОПЕРСКОГО РАЙОНА РАЗЪЯСНЯЕТ:
С 19.12.2020 вступают в силу изменения в часть 14 статьи 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», регламентирующие порядок предоставления инвалидам технических средств реабилитации.
В настоящее время такие средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства.
Законодатель расширил данное положение и с 19.12.2020 инвалиды получат право на обеспечение техническими средствами реабилитации также по месту пребывания и фактического проживания.
ПРОКУРАТУРА НОВОХОПЕРСКОГО РАЙОНА разъясняет особенности проведения плановых проверок в 2021 году.
Правительством Российской Федерации 30.11.2020 за № 1969 принято постановление «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление).
Указанным Постановлением продлен «мораторий» на плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к малому предпринимательству, на 2021 год.
Вместе с тем, Постановление содержит исключения.
В 2021 году будут осуществляться плановые проверки субъектов малого предпринимательства:
деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);
осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Такой перечень в настоящее время утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944 и включает в себя виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, социальных услуг;
совершивших грубые нарушения, определенные в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, дисквалифицированных, в отношении которых принималось решение об административном приостановлении деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии.
Вышеуказанные лица подлежат проверкам, если с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.
Также будут осуществляться плановые проверки, проводимые при осуществлении лицензионного контроля.
Не попадают под ограничение: федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны; внешний контроль качества работы аудиторских организаций; федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.
Кроме того, Постановлением установлены ряд особенностей при проведении проверок.
В 2021 году контролеры могут проводить проверки с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
После 01.07.2021 органом контроля, по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ, выступает в силу с 01.07.2021), может быть принято решение о проведении вместо проверки инспекционного визита.
При этом такое решение должно быть принято не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки.
О проведении инспекционного визита вместо плановой проверки проверяемое лицо уведомляется в течение 10 рабочих дней после принятия решения о его проведении.
После 30.06.2021 срок проведения плановых проверок по видам государственного контроля (надзора), муниципального контроля, организация и осуществление которых регулируется Законом № 248-ФЗ не может превышать 10 рабочих дней. Особенности исчисления предельных сроков проведения проверки установлены Законом № 248-ФЗ.
После 30.06.2021 подлежат исключению из ежегодного плана проверки, в случае признания утратившими силу положений нормативных правовых актов, устанавливающих виды контроля (надзора), в рамках которых планировалась проверка, или изменены наименование и (или) предмет соответствующего вида контроля (надзора), кроме случаев, когда указанные проверки подлежат проведению в рамках иного вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Прокуратура Новохоперского района разъясняет:
Можно ли оспорить протокол об административном правонарушении до его рассмотрения уполномоченным органом?
Обжалование протоколов об административном правонарушении действующим законодательством не предусмотрено.
Положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляют, что вопрос правильности составления протокола об административном правонарушении выясняется судьей, органом или должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
По своей правовой природе протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, составление протокола не оканчивает производство по делу об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении не порождает правовых последствий для лица, в отношении которого он составлен.
При этом, указанные обстоятельства не лишают заинтересованных лиц права по результатам ознакомления с протоколом об административном правонарушении представить свои объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ), а при обжаловании постановления (решения) по делу об административном правонарушении - привести в жалобе замечания и возражения на протокол об административном правонарушении, которые подлежат оценке судьей, должностным лицом при рассмотрении жалобы. Указанный вывод нашел свое подтверждение в Определении Конституционного Суда РФ от 26.11.2018 № 3071-О.
Таким образом, при несогласии с протоколом об административном правонарушении гражданин вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему, а также, при несогласии с принятым по результату рассмотрения протокола решением, обжаловать его в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.
ПРОКУРАТУРА РАЗЪЯНЯЕТ:
Пользуясь нарастающим беспокойством граждан по поводу пандемии коронавируса, мошенники активизировали незаконную деятельность в сети «Интернет» путем рассылки писем якобы от официальных структур, таких как Всемирная организация здравоохранения, «Центр по контролю и профилактике заболеваний» и других. В этих письмах мошенники, как правило, сообщают о заболевших коронавирусом в регионе получателя, а также информируют о мерах предосторожности во время эпидемии. К письму прилагается ссылка с адресом официального сайта адресата, которая на самом деле ведет на сторонний ресурс - фишинговый сайт, где с согласия адресата, «поделившегося» личной информацией, мошенники получают доступ к его персональным данным.
Кроме того, в сети Интернет все чаще публикуют сообщения о сборах и пожертвованиях на борьбу с COVID-19 для создания лекарства и вакцины от коронавируса. Аферисты указывают биткоин-кошелек, поэтому отследить владельцев невозможно.
Это лишь некоторые из способов, используемых в период распространения инфекции интернет-мошенниками, которые обманным путем «зарабатывают» на гражданах. Доверяя подобным сообщениям, граждане рискуют попасть в сети мошенников и лишиться имеющихся на банковских счетах средств.
Вне всемироной паутины злоумышленников также достаточно. В большинстве случаев жертвами аферистов становятся пожилые люди. Мошенники приходят к ним домой, представляясь сотрудниками больницы или официальных организаций (Красного креста, ВОЗ, «Центра по контролю и профилактике заболеваний»), ссылаются на статистику, согласно которой люди в возрасте от 70 лет находятся в группе риска заражения инфекцией. После этого предлагают пройти платный тест на коронавирус. Под предлогом проведения дезинфекции лжемедики в защитных костюмах и с соответствующим оборудованием, проникнув с согласия гражданина в жилое помещение, похищают принадлежащее жильцам имущество.
Большое распространение в сети получает недостоверная общественно значимая информация о случаях заражения коронавирусом, содержащая не соответствующие действительности сведения, слухи, предположения и собственные выводы лиц, публикующих информацию о неподтвержденных фактах заражения и распространения COVID-19.
Вместе с тем, за распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений предусмотрена административная ответственность в соответствии с частями 9-11 статьи 13.15 КоАП РФ в виде штрафа, суммы которого (в зависимости от наступивших в результате распространения «фейковых» новостей последствий) могут достигать четырехсот тысяч рублей для граждан, девятисот тысяч рублей для должностных лиц и одного миллиона пятисот тысяч рублей для юридических лиц, с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Прокуратура Новохоперского района обращает внимание граждан на необходимость проявления бдительности при поступлении сомнительных сообщений и предложений от неизвестных адресатов в сети Интернет и от граждан, а также предупреждает о недопустимости распространения «фейковых» новостей.
Помощник прокурора Новохоперского района
юрист 1 класса С.Е. Кучерова
Разъяснение ответственности за совершение преступлений, связанных с кражей денежных средств с банковских счетов
(п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ)
Стремительный рост объемов информации и увеличение ее влияния на все сферы жизни человека в последние годы стали реальностью, с которой государству приходится иметь дело в процессе обеспечения национальной безопасности.
Бурное развитие цифровых технологий, отмечающееся в последние годы, имеет своим следствием трансформацию самых разнообразных слагаемых общественной жизни и не может не сказаться на состоянии правового регулирования и на правоприменительной практике.
В связи с этим Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ введена уголовная ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ).
Из судебной практики можно выделить несколько случаев, когда имеет место совершение преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ:
- неправомерный перевод безналичных денежных средств;
- использование удаленного доступа к банковскому счету при помощи специальных технических средств, электронных устройств и компьютерных программ, путем перехвата информации с пластиковых карт;
- применение специальных знаний, технических средств, методов социальной инженерии;
- использование персональных данных клиента банка и т.д.
В соответствии с п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» не образует состава мошенничества хищение чужих денежных средств путем использования заранее похищенной или поддельной платежной карты, если выдача наличных денежных средств была произведена посредством банкомата без участия уполномоченного работника кредитной организации. В этом случае содеянное следует квалифицировать как кражу. В случаях когда лицо похитило безналичные денежные средства, воспользовавшись необходимой для получения доступа к ним конфиденциальной информацией держателя платежной карты (например, персональными данными владельца, данными платежной карты, контрольной информацией, паролями), переданной злоумышленнику самим держателем платежной карты под воздействием обмана или злоупотребления доверием, действия виновного квалифицируются как кража.
На территории Новохоперского района наблюдается рост преступлений данного вида 2019 г. зарегистрировано 18 (в 2017 г. – 0, в 2018 г. – 5, в 2019 г. – 18), что связано с увеличением пользователей сети Интернет, мобильных компьютерных устройств, созданием новых IT-технологий и т.д. Данный вид преступности в основном характеризуется достаточно высоким уровнем латентности.
Преступление, предусмотренное п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, относиться к категории тяжких, за его совершение судом может быть назначено наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительных работ на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишения свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.
Заместитель прокурора Новохоперского района Шопин Р.В.